Чеширский кот в обличии коуча

(размышления Натальи Манухиной при прочтении книги
Кроль Л.М. "Коучинг-сопровождение. Кай, Кот и др."- М., НФ "Класс", 2013)

Помните, в "Алиса в Зазеркалье" есть загадочный персонаж, который весь целиком не появляется - лишь его улыбка, да голос? Правильно, это Чеширский кот. И кто-то из героев сказки при его появлении радуется, кто-то пугается, но каждый обязательно задумывается о чем-то до этого не замечаемом. В том числе и сам читатель. Вот и в этой книге сам Л.М.Кроль, усмехаясь и иронизируя,предоставляя поле для героя и занимая его полностью своими интепретациями, отступая и настойчиво предалагая, создает иллюзорную атмосферу невмешательства и безоценочного описания случаев своих клиентов.

Он вообще склонен для всего подбирать метафоры, характеризующие героя четче, чем любая диагностическая классификация:

  • "Создаваемый им кипучий хаос имел особый, только ему ведомый порядок"
  • "Он обрастал обещаниями и намерениями, уже ненужными ему услугами, как корабль ракушками"
  • ""зависающие" отношения для моего клиента типичны... Именно эти "лакуны" сдерживают движения, не дают развиваться"
  • "Каждая встреча как хороший урок в школе: никому не скучно, хотя занимаемся не всегда веселым делом"
  • "Мне кажется, что главное, чем ценен для вас шеф, - это "зонтик". Не трогают, потому что знают, с кем будут иметь дело"
  • "Моя гостья-птица считает, что для того, чтобы вырасти, нужно покидать гнездо"
  • "Он немного напоминает жука, который уперся в препятствие и никак не может сдвинуться"
  • "Программа для себя сложнее, чем для других. Остается идти, умнеть и чувствовать, иногда плакать - и это живые слезы..."

Сам текст уникален тем, что зная Леонида Марковича лично, слышишь его голос. Можно было бы подозревать, что  текстом воспроизведена аудио-запись его бесед, но тут же обнаруживаешь такие глубокие философские размышления автора, которые невозможно представить призносимыми вслух. Витая речь автора завораживает, погружает и подчиняет. Для меня это ярко выраженный Эриксоновский гипноз, осуществляемый сквозь литературный текст.  Он заставляет то быстро и бегло проглядывать написанное, то останавливаться и погружаться в самосравнение себя с теми характеристиками, которые он дает своим героям.

 А кто они, кстати, его Герои? Действительно ли это семь человек, которым он реально провел длительный коучинг? Или это сборные образы огромной многолетней работы с людьми? Иногда появляется явное узнавание их, а иногда образ расплывается в нечно общее, аморфное "человек из того мира". Тогда хочется перечитать, выявить более конкретные черты, но... метафоры расширяют поле внимания, не позволяя ему сузиться до точки.

Сам подход работы с клиентами, который описан в этой книге и назван как "авторский коучинг", поражает своей масштабностью. На первый взгляд иногда почти стирается грань между дружеской поддержкой, психотерапией, консалтингом и коучингом, а иногда и чистой супервизией ситуации клиента. Специалистам понятно, о чем речь...

Но Кроль Л.М. сам время от времени возвращает читателя к тем граням своей работы, которые четко определяют именно коучинговый формат. В самом начале он пишет важнейшую, на мой взгляд, фразу: "Психотерапию с людьми, близко знакомыми, проводить нельзя. Коучинг же это позволяет, правда, дает как возможности, так и определенные ограничения".

Мы в ЦОНВ также в своей практике заняты, особенно последние 7-8 лет, разведением разных видов помощи, как разных видов деятелньости специалиста. Учим в своих программах ОТДЕЛЯТЬ  консультирование, психотерапию, коучинг, обучение, и супервизию. Еще и поэтому, возможно, мне и показалась так интересна именно эта книга Л.М.Кроля.

Есть и еще одна особенность, сближающая нас. Год назад мной в сотрудничестве с коллегой Барыбиной А. была написана книга, раскрывающая нашу работу, где я была коучем, а она клиентом: "Два конца, два кольца, а посредине - коучинг" (2012). Это целая книга, описывающая подробно процесс коучинга, который длился в течение полутора лет. Фактически, эта книга - "три в одном". Во-первых, взгляд коуча, во-вторых, клиента, а в-третьих описание тех результатов, которые получили "подшефные" клиента: школьники-старшеклассники. И каждая часть книги "нашпигована" методиками, которые были применены в процессе этого коучинга.

Кстати, о методиках и техниках. Поразительно, как Кроль Л.М. ненавязчиво, даже незаметно в своей книге демонстрирует уникальные упражнения и задания, которые он создает для каждого случая:

  • "Я выдал ему пару чистых листов и попросил написать план на завтра в три колонки..."
  • "Мы разбирали известную восточную технику, когда один говорит "эй", и другой ему должен ответить тем же, быстро, будучи включенным, и значит, живым"
  • "Мы взяли его типичный понедельник и рассмотрели расписание только одного дня"
  • "Я задавал ему вопрос: находится ли он в интересующих его переговорах или вышел из них?"
  • "Я предлагаю написать список тех особенных ее функций, которые мы можем рассмотреть как ее необычные преимущества"
  • "Я рассказал ему о таком способе, как заброс якоря в будущее, когда роль мечты и активного воображения трудно преувеличить"
  • "Я думаю, что надо заранее спланировать себе три диеты..."

Давайте вспомним, чем отличается коучинг от других видов помогающей деятельности. 

  1. Во-первых, тем, что клиент хочет и готов ставить перед собой цели и действовать для их достижения.
  2. Во-вторых, тем, что коуч больше фасилитирует, чем ведет процесс достижения целей клиентом. Он как бы рядом и на шаг сзади или даже, скорее, то ближе и сбоку, то дальше и сверху рассматривает клиента вместе с его ситуацией.
  3. В-третьих, коуч организует процесс  и отвечает именно за него, а клиент обозначает и выбирает нужный ему результат, за достижение или не достижение которого отвечает он сам.

При чем тут "сопровождение", скажете Вы?

Ведь сопровождение - это вид помощи, когда ситуацию и/или проблему убрать, глобально изменить нельзя, и нужна помощь в том, чтобы в ней адаптироваться, выжить. Как же тут цели ставить? Действительно, коуч, осуществляющий сопровождение, оказывается перед трудной задачей: оставаться вместе с клиентом, т.е. сопровождать его нужный тому период, и одновременно, помогать ставить уникально важные и одновременно доступные цели. Получается "Матрешка" - процесс коучинга в процессе спровождения. И Кроль Л.М. показывает в своей книге сразу несколько примеров такой работы. И как показывает! Прямо высший класс!

Если же вернуться к вопросу применяемого им инструментария, то важно отметить следующее. Красной линией, на наш взгляд, в этой его книге проходят две техники, составляющие основу коуч-процесса: метафора и представление себя своим собеседником или партнером по бизнесу. Последняя техника вообще превалирует в практике Л.М. Кроля, как универсальный способ "влезть в чужую шкурку", который мы находим во всех его последних книгах.

Однако поверх всего этого во всех случаях, представленных в книге, существует и общая метода, так сказать канва, обозначающаяя именно процесс сопровождениярассмотрение истории клиента через сказку, которую коуч подбирает ему в форме обратной связи на первых же встречах: пока еще "глаз не замылен". Дальше происходит развертывание и реструктурирование сюжета в нечто новое, полностью вовлекающее клиента.

Игра, скажете Вы? Погружение в фантазии? Отрыв от реальности?

Или рассмотрение ее с других ракурсов? Больше похоже на последнее, т.к.клиенты явно "оживают" и оживляют известных сказочных героев, превращая их в свои "зеркала" в совершенно различных реальных ситуациях. Не зря Кроль Л.М. говорит одному из своих героев: "Чтобы сменить сказку, ее надо вначале прожить"

Потрясающий метод!

Книга просто побуждает читателя: переосмысли, перескажи и ты свою ситуацию.

А почему бы и нет?

Читайте и пересказывайте свои истории.

У Вас получится!

Сомневаетесь?

Думаете, без помощи коуча не получится?

Выбирайте: в Команде ЦОНВ все консультанты - коучи.