Опыт применения
треугольной и квадратной форм
песочниц
в работе  психолога

Гаврик Анжелика,
Ратникова Елена

Опыт применения  треугольной формы песочницы  в работе с подростками в   области профессионального самоопределения позволил   увидеть положительные результаты:

- творчески  активизируется процесс формирования психологической готовности подростков  к профессиональному самоопределению;

- снижается  когнитивный диссонанс при выборе профессии;

- повышается компетентность в области социальной адаптации  при выборе профиля дальнейшего обучения;

- повышается мотивация учебной деятельности по  профильному предмету.

Наиболее эффективной в треугольной песочнице  является работа по  адаптации  формулы профессии  «Хочу» - «Могу» - «Надо»  Е.А. Климова.

Одним из таких упражнений является пересказ басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Участникам тренинга зачитывается  басня и рассказывается  об основных структурах  внутреннего мира личности, которые задействованы в выборе профессии: мотивы, самооценка и ценности, соответствующие трем компонентам формулы могу, хочу, надо. Затем предлагается инсценировать басню на песке. При этом героями басни могут стать любые персонажи, символика которых  подчас бывает, непредсказуема и для самих подростков. Три угла песочницы символически представляют пространство: «хочу» - желания, мечты, интересы, пространство  «могу»способности, возможности, таланты, а  пространство «надо»запрос от рынка труда. В центр песочницы ставится фигурка-образ профессии. В беседе о песочном мире  выявляются потребности, мотивы, самооценка, ценности,  различаются способы выбора, преодолеваются препятствия, рисуется новый выбор, ставятся цели, осознаются возможности, которые соотносятся с мечтой, достигается главная цель этого упражнения: принятие себя, своего мира, устранение внутриличностного конфликта при выборе профессии.

Положительный  и уникальный опыт имеется при работе в треугольной и квадратной песочнице с взрослыми в коучинговом подходе. Выполняя упражнение «Внутренняя игра», клиент решает важную задачу: смещает  фокус с того, что пугает, тревожит в достижении цели, и направляет его на то, что желаемо, то, что интересно, и то, что доставляет удовольствие. Таким образом, проделав эти три шага, - клиент видит перспективу, а самое главное начинает двигаться вперед.

В квадратной песочнице хорошо работает коучинговое упражнение «Голос коуча», где клиенту дается возможность за 4 шага  достичь необходимого результата  будь это в развитии, или в бизнесе, или опять же в преодолении каких-либо препятствий к цели. Происходит это за счет того, что все страхи и тревоги клиент «упаковывает» в песочницу или экстернализирует их в виде фигурок, образов, видит их, может двигать  их в песочнице, а значит – изменять свою действительность.

И в тоже время, необходимо учитывать, что  песочница всего лишь вспомогательный инструмент, и считается периодически используемым методом.  Поэтому в литературе, посвященной  песочной терапии вопрос об использовании форм песочниц часто является предметом споров.  Вопрос использования подносов иной формы обсуждает Амманн: «Из-за неравенства размеров прямоугольный поднос вызывает психическое напряжение, неусидчивость и желание двигаться, продолжать работу. Квадратное или круглое пространство создает равновесие, ощущение покоя и концентрации на центре. Можно сравнить аналитический процесс с постоянным поиском некого центра в лишенном его пространстве... Клиент словно движется к периферии до тех пор, пока, наконец, не обнаруживает этот центр, свой личный круг в прямоугольном пространстве песочницы».

Литература: 

Штейнхардт  Л. Юнгианская песочная терапия. – СПб.: Питер, 2001.- С. 51.

Эль.Г. Эль.Г. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб.: Речь, 2010.