Опыт применения
круглой  формы
песочницы
в работе  психолога

Гаврик Анжелика
Ратникова Елена

Круглая песочница не содержит углов.   В психогеометрии круг характеризует  тип личности, который  не любит вступать в конфликты и любит, чтобы вокруг была дружба, понимание и теплая атмосфера. Из этого следует, что такие люди, легко сходятся с окружающими. Межличностные отношения для кругов стоят на первом месте и, если круги не психологи по профессии, то психологи по жизни. Из-за этой особенности может страдать дело на работе, так как они более склонны ставить  приоритет на отношениях, а не на деле.

Использовать   круглую песочницу   можно в работе по   гармонизации внутреннего мира клиента, его целостности,  поиску ценности и  ресурсов.

Есть ли  различие между круглой  песочницей и тем, что клиент рисует круг или строит пространство круга в прямоугольной песочнице?

Г.Эль в книге «Человек, играющий в песок»  пишет о символизме композиции пространства классической формы песочницы, где очерчен круг: «Замкнутая в круг композиция дает ее автору иллюзию гармонии, на самом деле это замкнутое пространство, которое закрывает остальной мир и не дает человеку развиваться, замыкая его в себя, как в тюрьму. Многие ритуальные народные игры организованы так, что «человек должен вырваться из круга или не попасть в него.  Вот композиция, в которой очаг души огорожен кругами: первый круг людей, расположенных вокруг очага, второй круг — деревья, третий круг организован предметами, четвертый круг — вода вокруг острова. В иллюзорном, гармонически очерченном мире человек может не заметить, как очутился в состоянии крайнего физического истощения и психического срыва». Еще пример анализа песочной композиции, в которой был привнесен круг: «Композиция круга, который несет в себе семантику закрытости, замкнутого ограниченного пространства. Человек, создавший ее, не видит полностью ситуацию, периодически возвращается к ней, чтобы попытаться ее решить. Но так как она находится в замкнутом пространстве, это становится похожим на бег по кругу. Круг в этой работе является одновременно и островом. Автор композиции выселила на остров нерешенную актуальную проблему».

      В отличие от песочной композиции с обозначенным кругом  круглая песочница своей формой  словно провоцирует создание гармоничных, симметричных, равновесных  песочных композиций. Сама форма  предполагает  строительство мира, которое может обозначать важные символы: колесо, диск, кольцо, циферблат, солнце, луну,  Зодиак (см. словарь символов Д. Трессидера. Круг может быть мужским знаком (например, солнца) или женским (материнского лона). 

В китайском символе "инь - ян", обозначающем взаимозависимость мужского и женского начал, используется круг, разделенный S-образной линией на два цвета, в центре каждого из которых - маленький кружок противоположного цвета. 

По К. Юнгу, круг, объединенный с квадратом, - символ связи между душой или "я" (круг) и телом или реальностью (квадрат). Так в книге Л. Штейнхард  «Юнгианская песочная психотерапия»    есть ссылки на Сигнелл: "Находясь на побережье, иногда рисую на песке круг и собираю в него те предметы, которые нахожу рядом. Меня всякий раз притягивает форма круга, являющегося женским контейнером - он для меня более привлекателен, чем традиционный прямоугольник; поэтому, если бы это было возможно, я бы предпочла иметь в своем кабинете круглую песочницу". 

  Далее Л. Штейнхард  добавляет: «Некоторые арт-терапевты используют бумагу разной формы и размера, в частности в форме квадрата, круга, овала либо вытянутого прямоугольника наподобие японского свитка. Предполагается, что различная форма, размер и пропорции бумажного листа вызывают у клиента различные реакции. Начиная от потребности в движении и заканчивая ощущением мира и удовлетворенности. Кроме того, клиент интуитивно выбирает те из них, которые отвечают его внутренним потребностям. Кальфф была убеждена в значимости базисных геометрических форм, таких как квадрат, треугольник и круг. "Мы признаем валидность всех этих символов целостности человеческой психики, поскольку они встречаются повсеместно и всегда, начиная с глубокой древности". Ее поднос был прямоугольной формы, возможно, потому что эта форма заставляет клиента искать в ней свой собственный центр».

Такая же вариативность допускается и в использовании  цвета песочницы:  каким цветом окрашены борта и дно песочницы.

Карл Юнг был первым, кто познакомил с идеей мандалы западных психологов. Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. 

Сами мандалы уже есть круг. Юнг связывает круг мандал с защитным кругом, волшебным кругом в сказках и мифах. Смысл этих кругов - магическая борозда, процарапанная вокруг центра или храм, сакральная территория. 

Так как круговая форма содержит и организует все, что помещено внутри её, то мандалы ведут нас к пониманию и переживанию нашего внутреннего разнообразия. Через ритуальные действия рисование круга внимание и интерес обращается внутрь, к совершенному пространству, являющемуся источником и целью души, содержащим в себе единство жизни и сознания.

Малые круги внутри ваших мандал могут защитить, охранять или освобождать какие-то аспекты «Я». Иногда круги пересекаются, накладываются друг на друга, образуя миндалевидную форму. Мандала с пустым центром предполагает, что вы, готовы к переменам, восприимчивы к трансперсональному  или к состояниям, отрицающим правила логики. Круги вокруг мандал могут говорить о потоке жизни, через спиральные потоки втекают и вытекают вещи, связанные с пространством и временем. 

Когда мы создаем мандалу, мы создаем персональный символ, отражающий то, чем мы являемся в данный момент. Круг, который мы рисуем, содержит  или приглашает  конфликтующие части нашей природы проявиться. Даже если конфликт проявляется на поверхности, во время рисования мандалы происходит несомненное разрешение напряжения. Возможно, это происходит потому, что форма круга напоминает безопасность матки. Успокаивающий эффект рисования круга может также быть вызван его способностью служить символом пространства, занимаемого нашими телами. Рисование круга может быть чем-то вроде рисования защитной линии вокруг физического и психологического пространства, которые мы идентифицируем с самими собой.

Техники, которые можно применять в круглой песочнице: «Внутренний ребенок», «Я идеальное», «Я клумба», «Оазис», «Рождение», «Отдых», «Море», «Любовь», «Мечта», «Империя ангелов», и др.

Литература: 

Штейнхардт  Л. Юнгианская песочная терапия. – СПб.: Питер, 2001.- С. 51.

Эль.Г. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб.: Речь, 2010.