Терапевтический эффект без терапии

к.псх.н. Манухина Наталья Михайловна

 

По итогам девяти лет, в течение которых проходила программа «Краткосрочное психологическое консультирование», выявился интересный результат: постепенно участники программы обнаруживают, что «остались без проблем». На последнем модуле программы уже все они затрудняются отыскать что-либо в своей жизни, что достойно быть названо «проблема» или «непреодолимые трудности». 


В чем же дело?
Изначально, создавая эту программу, мне хотелось, чтобы ее участники получили пространство, в котором смогут реализовать сразу три запроса, которые часто присутствуют у специалистов:

1. Получить апробированный автором инструментарий для быстрой психологической работы  с клиентами, причем как с хорошим результатом сразу на встречах, так и с высокой эффективностью в отсроченные сроки, т.е. после расставания с ними;
2. Научиться помогать своему ближайшему окружению, не разрушая свои изначальные отношения с ними, т.е. не подменяя их на психотерапевтические, а также не нарушая при этом этические нормы психолога;
3. Проработать собственные проблемные ситуации и личностные сложности непосредственно во время обучения в этой программе, не прибегая для этого к помощи других специалистов, тем более к долгосрочной психотерапии.

Все три запроса возможно было решить, только создав для этого непрерывную программу, которая будет длиться, с одной стороны, не слишком долго, чтобы участники согласны были в ней оставаться постоянно, а с другой стороны, настолько длительно, чтобы они успели заметить изменения, происходящие друг в друге и в самих себе. Был выбран формат из семи ежемесячных модулей. Таким образом, вся программа длится полгода, и они обычно охватывают три сезона: осень, зима и весна. Такая программа вписывается в один учебный год. Итак, для обнаружения динамики жизненных ситуаций, личностных и профессиональных особенностей участников временной период был обозначен.

Первая задача решалась сравнительно легко: участникам предлагаются для освоения только те техники и методы, которые успешно используются ведущей в своей работе с клиентами. Кроме того, есть связующая воедино весь процесс авторская модель, которая получила название «Универсальная Модель Краткосрочной Психологической Помощи (УМ КПП)». Она подробно описана в книге «Снайперское консультирование: основы метода» (2012). Использование ее позволяет ускорить формирование особой профессиональной позиции краткосрочного специалиста. Именно она позволяет сделать более осознанным сам выбор необходимых инструментов для работы с конкретным клиентом.

Теперь уже авышли еще две книги:

"Инструменты краткосрочной практики" (2014) - о применении различных методов и техник в рамках УМ КПП

"Психолог в органи зации" (2015) - сборник статей выпускников программы КПК о том, как и где они используют полученные на программе навыки на своих рабочих местах.

Красной нитью через всю программу проходит решение второй задачи: правильной организации психологической помощи своему окружению. Что предлагать, а что нет? На какие запросы откликаться? Кому и чем именно я могу помочь? Как отказывать в помощи знакомым, если они прямо ко мне пришли? Можно ли помогать родным и как это делать так, чтобы отношения сохранились, и чтобы помощь была принята? Должен ли я убеждать их пойти к другому психологу? Как сохранять профессиональные рамки и этические нормы, если окружающие не идут к другим специалистам, говоря: «У меня есть свой психолог», одновременно не принимая мои советы? Множество подобных вопросов есть у специалистов, которые все – живые люди. Постепенно в ходе программы все участники не только находят нужные им ответы, но и апробируют множество вариантов поведения и ведения бесед со своим окружением, которые оказывают целительное действие. 

Изначально самой сложной мне казалась третья задача: проведение личностной проработки участников. Программа эта исходно не терапевтическая, а обучающая: развивающая профессиональные навыки и умения в области краткой психологической помощи. Однако первичные запросы у участников звучат из года в год похоже. Они располагаются на некоем континууме от «избавиться от неуверенности», «понять, мое ли это вообще» или «решить свои проблемы» до «узнать новый подход», «получить еще методик для моей работы» или  «стать краткосрочным консультантом». За многими из них лежат сомнения типа «нужно ли мне то, что тут будут давать», а также страхи  «я не смогу или у меня не получится». 

Так что пространство для личных запросов участников было необходимо. Однако возможно ли и как совместить его с учебным процессом? Надо было трансформировать его в такую форму, чтобы участники сами были заинтересованы в личной проработке, а не сопротивлялись ей. Поэтому постепенно я вводила правила, которые теперь стали само собой разумеющимися для всех моих программ http://manuhina-nm.ru/program.html:

1) для быстрейшего освоения предоставляемых материалов и получения опыта их применения все участники активны, т.е. выполняют все задания в полном объеме,
2) для наращивания опыта работы краткосрочным консультантом уже в ходе программы участники, когда будут в роли клиента, предоставляют собственные ситуации. Таким образом, тот, кто находится при этом в роли консультанта, имеет возможность работы с реальными клиентскими запросами и ситуациями,
3)
для получения максимального эффекта от работы над своими ситуациями участники представляют, будучи в позиции клиента, наиболее актуально значимые для них в данный момент свои состояния и случаи.

Иногда меня спрашивают: «Значит, вы не проводите супервизии?» Почему? Проводим. Только таких запросов гораздо меньше бывает от участников, чем личностно значимых. Ведь большинство участников, либо еще не имеет обширной клиентской базы, либо не работает в кратком формате. Это  во-первых. А во-вторых, супервизию тоже можно проводить по-разному. И мы их также используем, чтобы освоить наиболее сложные моменты в овладении методами краткой помощи, в том числе коллеге, который предъявляет свой случай на супервизию. 

Итак, в течение программы участники шесть месяцев работают над своими запросами во всех сферах жизни и деятельности. Это самопознание и самопроработка в упражнениях. Это и клиентская позиция, когда консультантом является другой участник, часть или целиком группа, или тренер. Да, программа тренинговая, т.е. в ней мало теории, зато много практики. 

И еще есть специальные четыре часа практического занятия, когда на работу с личной ситуацией каждого участника отводится время полноценной сессии. Ведь один модуль включает два с половиной дня:
 - тренинг: суббота+воскресенье ,
- практическое занятие: 4 часа в будний день, один раз в месяц
– в промежутке между тренинговыми занятиями.

Есть еще два момента, которые способствуют тому, чтобы участники активнее прорабатывали свои сложности, используя формат этой программы. Первый – это прием реальных клиентов в присутствии и при участии всей группы. Стать частью такого «группового консультанта» оказывается для всех уникальным опытом. Второй – это демонстрационные сеансы, которые тренер проводит, показывая новую технику, с одним из участников. Тут также работа ведется только с реальными запросами.

Ну и, конечно, ответственность за осуществление поддержки и конфиденциальности, взаимопомощи и устремленности к развитию профессиональных компетенций берет на себя ведущий. Атмосфера уважения и доверия постоянно, от первого до последнего модуля, царит на этой программе, что часто, кстати, является решающим фактором для сомневающихся остаться в ней до конца

.Приглашаем и Вас.

Добро пожаловать на программу КПК в этом году!

http://convp.ru/kratkosrochnoe-psixologicheskoe-konsultirovanie.html