Арт-альбом «Я и Мы», «Мы и Я»:
решение конфликтов в детско-родительских отношениях

     Анна Барыбина

Арт – альбомы в семейном консультировании используются уже более десяти лет – детскими и семейными психологами, педагогами – психологами, специалистами консультационно – диагностических центров. Опыт работы показывает, что такой формат работы позволяет сделать процесс консультирования целостным, эффективным и увлекательным для обоих участников – родителя и ребенка (подростка). 

Основная форма работы по альбомам – совместное консультирование

подростка и родителя, при этом каждый из них ведет свой собственный,

персональный арт – альбом. В ходе каждой сессии участники создают

продукты художественного творчества – рисунки, коллаж, повествования и т.д.

Эти работы служат отправной точкой для общения родителя и ребенка и

обсуждения ими проблемных (конфликтных) тем в отношениях, для поиска вариантов выхода из ситуации конфликта.

Основная цель работы с комплектом «Я и Мы», «Мы и Я» – развитие 

навыков профилактики и преодоления конфликтов у родителя и подростка. 

Консультирование с применением арт-альбома «Я и Мы», «Мы и Я» позволяет решить несколько задач:

  • Смягчить «острую» фазу конфликта и напряжение между родителем и

подростком, перевести общение с эмоционального на рациональный

уровень – помочь семье перейти к обсуждению способов разрешения конфликта

  • Помочь родителю и подростку осознать свою собственную ведущую

стратегию разрешения конфликтов, проанализировать «плюсы» и «минусы» этой стратегии, а также научиться эффективно использовать и другие стратегии

  • Наладить диалог – обмен чувствами, мыслями, идеями – между

 подростком и родителем

  • Найти ресурсы – сильные стороны родителя и подростка для 

преодоления конфликтов

  • Познакомить семью с возможными стратегиями поведения в конфликте,

приемами бесконфликтного общения, навыками конструктивного разрешения конфликта

  • Помочь родителю и подростку освоить навыки конструктивного 

разрешения конфликта, научиться находить несколько вариантов разрешения конфликта.

Работа по альбому включает несколько этапов. 

Вначале родитель и ребенок знакомятся с теоретическими сведениями по теме «Конфликт», осваивая их с помощью психологических упражнений и арт-терапевтических техник. 

Затем, в рамках практической части, прорабатывают тему конфликта на личном материале, и это позволяет лучше понять свое поведение «в связке» с поведением партнера, получить эмоциональную разрядку, увидеть свою стратегию поведения в конфликте (также с помощью техник арт-терапии). 

После этого родитель и подросток знакомятся с приемами саморегуляции и профилактики конфликта. 

Все этапы работы по арт-альбому описаны в брошюре «Методические рекомендации для психологов», которая входит в комплект.

В дальнейшем подросток и взрослый могут перенести освоенные навыки в 

повседневную жизнь – в общение с родными, сверстниками, коллегами.

Автор комплекта «Я и Мы», «Мы и Я» – Елена Асенсио Мартинес,

кандидат психологических наук, сертифицированный человеко-центрированный

экспрессивный терапевт, психолог-консультант, член Российской арт-

терапевтической ассоциации, автор идеи и концепции арт-альбомов, ведущая

семинаров, тренингов и обучающих программ по арт-терапии и терапии

экспрессивными .искусствами

Со-автор альбомов - Анна Барыбина - детский и семейный психолог-консультант, коуч, член РОО «Арт –терапевтическая ассоциация», автор и ведущий семинаров и тренингов.